О храме

пос. Самохваловичи — храм Святого Духа  (восстановлен в 1999 году)
Настоятель: иерей Сергий Короткий
телефон +375(29)660-42-92
223013, Минская обл., Минский р-н,
пос. Самохваловичи, ул. Калинина, 7-а   +37517-506-69-65

При Храме действует церковная лавка с обширным выбором православной литературы Главный придел храма освящен в честь Святого Духа. Наш престольный праздник: Сошествие Святого Духа (понедельник после Троицы).

Виртуальный тур по храму

Благодаря замечательному фотографу Александру Богушу вы можете прогуляться по храму не выходя из дома!

История посёлка

Указатель на Самохваловичи

Указатель на Самохваловичи

 

Если ехать со стороны Минска на юг, то на расстоянии 19 км от города встретим дорожный указатель «Самохваловичи» и перед нами откроется древнее урочище реки Птичь, которое поражает своими размерами – 1,5 км ширины и около 30 м глубины. На южном берегу его и расположился поселок Самохваловичи.

Еще несколько лет назад на северном берегу старого урочища возвышалась гора бывшего городища, как предполагают археологи, относящегося к IX – Xстолетию. Когда в конце 70-х гг. XX-го столетия строилась новая автомагистраль Минск – Слуцк, для дорожной насыпи понадобился песок. Городище раскопали, а все, что можно было в нем найти, употребили в насыпь и залили асфальтом. От городища остался только оборонительный ров, который постепенно уничтожается и размывается.

Существуют некоторые предположения о происхождении названий Самохваловичи, Слобода и другие. Приведем одну из легенд. Самохваловичи принадлежали помещику, который очень любил хвастаться. Так и прилипло слово к нему «самохвал», а его двор стали называть Самохвалово или Самохваловичи. В Слободе жили свободные от крепостного права крестьяне, от чего пошло название Свобода, Слобода. Крестьяне откупались от помещика и селились отдельно, как правило, за рекой, за лесом.

История храма

Население Русинович и Самохвалович с 18 по начало 20 в. состояло из белорусов, поляков и евреев. В Самохваловичах была церковь и синагога.

Из архивных данных известно, что в 1797 г. в Описи приходов Минской губернии упомянута Униатская Церковь Святого Духа, настоятель Корнилий Вержиновский. Состав прихода: Углы, Слобода, Котяги, Одериловичи, Сталбуновичи, Крупица, Дубины и др. В то время Самохваловичи – местечко Минского уезда с населением 477 человек. Волостное правление помещалось в м. Самохваловичи при Православном Храме (всего обществ в волости было 4, селений 20, общее количество людей 1752 чел.). Имение Самохваловичи принадлежало Евстафию Пузыне.

Этот храм был разрушен в 1812 г. – во время похода Наполеона на Россию. Видимо, в последствии храм был отремонтирован, потому, что в Метрической книге о родившихся и умерших в униатских церквях Минского повета за 1837 г. упоминается, что священником в Самохваловичах был Федор Евстафиевич Ситкевич, выпускник Брестского уездного училища и униатской Жировичской семинарии.

В 1839 г. Самохваловичский Свято-Духов униатский приход присоединился к Православию. В ведомости за 1840 г. сказано, что храм был деревянный, с колокольней, однако довольно ветхий. В Самохваловичском приходе имелись и приписные храмы в д. Русиновичи – часовня без престола (название не известно); в д. Котяги – Свято-Михайловский деревянный Храм; в д. Слобода – Свято-Покровская кладбищенская церковь.

В архивных документах сохранились и данные о реконструкции храма. Эта реконструкция осуществлялась согласно Высочайшему посланию по Минскому уезду от 1852 г. 30 июля 1852 г. Минской Губернской строительной и дорожной комиссией был составлен план оформления фасада и постройки храма. Постройка Самохваловичского храма указом предводителя дворянства вначале была возложена на помещика Унеховского, который от этого отказался. 19 ноября 1854 г. составлен новый указ, в котором говорится, что постройка сего храма возложена уездным предводителем дворянства на помещика Адама Гриневского, коему посланы повестки. И в ведомости по Минскому уезду от 30 января 1855 г. говорится, что помещик Гриневский к починке сего храма принуждается. Повторное распоряжение предводителя дворянства содержится в ведомости от 10 июня 1855 г.

Видимо этот помещик по той или иной причине также не мог заняться реконструкцией старого храма.

В 1863 г. правительство приняло решение построить в Самохваловичах взамен старого новый храм – на отпущенную из казны сумму 5900 рублей. К тому времени настоятелем служил иерей Иоанн Николаевич Янушевский, дворянин по происхождению. Свое образование он получил в Литовской, а затем в Минской Духовной семинарии.

В этом же 1863 г. в другой книге – «Памятной книге Великой губернии» – появилась следующая запись: «Самохваловичское народное училище открыто в 1863 г. Училище находилось в общественном доме. На содержание учащихся из государственной казны отпускается 150 рублей в год и 108 рублей от крестьянских общин».

Учащихся было 50, из них 47 мальчиков и 3 девочки. Учительницей была Анна Серапионовна Дорофеева, которая окончила курс Минской гимназии. Жалованье в год – 150 рублей из казны и 50 – от крестьян, дети которых посещали школу; также оплачивалась квартира учителя. Учительница была православного вероисповедания. В школе преподавался Закон Божий священником Максимилианом Квятковским, который воспитывал детей в духе любви и веры в Бога.

С марта 1892 г. настоятелем являлся выпускник Минской Духовной Семинарии священник Григорий Иосифович Оберман (родился в 1845 г.), который служил на приходе до начала I Мировой войны.

В 1893 г. в приходском храме прошел капитальный ремонт.

В 1923 г. Григория Обермана сменил священник Алексей Стефанович Комар (родился в 1874 г.), который видимо недолго здесь служил, так как в документах 1927 г. настоятелем Самохваловичского храма опять является Григорий Оберман, с ним вместе нес службу священник Федор Павлович Радзяловский.

Храм в годину лихолетья

Сохранилось мало сведений о сложной жизни православного прихода после Октябрьской революции 1917 г. Однако интенсивная исследовательская деятельность нынешнего священника отца Сергия Короткого дала свои плоды: в Государственном архиве Минской области, в церковном архиве найдено довольно много уникальных материалов о жизни Самохваловичского религиозного общества в 20-е годы ХХ столетия, работе Комиссии по отделению церкви от государства. Деятельность этой Комиссии в конечном итоге и привела к закрытию храма в пос. Самохваловичи в 30-е годы.

После Октябрьской революции велась усиленная борьба не только с помещиками, кулаками и зажиточными крестьянами, но и с Церковью. Были уничтожены сотни и тысячи храмов, костелов, монастырей, многие из которых к тому же являлись уникальными памятниками архитектуры. Большое количество храмов были осквернены, ограблены, их превращали в склады, хранилища, клубы и другие бытовые и общественные помещения. Церковную утварь разграбляли, уничтожали. Многие священники были репрессированы, дома священнослужителей конфискованы. Такие трудности пережила и Самохваловичская церковь в честь Святого Духа. 

Неприятности начались сразу после революции. Уже в 1923 г. священника Комара Алексея решили выселить из дома. Где дальше жил священник А. Комар, неизвестно, но следующая серия документов, датированных осенью 1924 г., свидетельствует о том, что он продолжал служить в Самохваловичах и пытался решить вопрос мирного сосуществования Церкви с новой властью и спасти таким образом приход. 

Новая власть требует отчета абсолютно обо всех вещах, находящихся в церкви, проверяет состояние инвентарных книг, состав так называемых «пятерок» и др. Все идет к тому, чтобы уничтожить церковь. Сохранился протокол об избрании новой пятерки руководителей религиозной организации, на котором присутствовало 60 человек. Вызывает удивление, как в отсутствие телефона и машин можно было оповестить об этом собрании столько людей в этот же день. Можно предположить, что все они, зная о проверке, собрались возле церкви и ожидали результатов проверки. Видимо, люди понимали, что все идет к тому, что государство ищет способы задушить церковь, поэтому пытались спасти ее полным послушание власти.

Известно со слов долгожителей, что здание храма в пос. Самохваловичи было уничтожено в начале 30-х годов. Но перед этим храм превратили в клуб, где проходили колхозные собрания, показывали кино, организовывали танцы.

Старожилы пос. Самохваловичи рассказывали, что в 1933 г. житель д. Белица залез на крышу храма и сбросил церковные купола с крестами. Впоследствии этот человек серьезно заболел – ему ампутировали ногу, а сын во время Великой Отечественной войны застрелился.

Этот оскверненный храм, без крестов и куполов, продолжал существовать как клуб. Однажды, когда в нем показывали кино, загорелась пленка, от которой загорелось и само здание. Так был уничтожен храм в честь Святого Духа в пос. Самохваловичи. Забор был разобран, им огородили сельсовет.

На месте бывшего храма был построен деревянный дом, в котором сначала был склад зерна, затем его переделали под контору колхоза «Ленинский путь», впоследствии совхоза «Русиновичи». Позже в этом здании разместилась амбулатория, а затем здание использовалось под жилье, которое находилось на балансе Опытного хозяйства «Русиновичи».

Современность

Гукайло Ольга Николаевна, ныне схимонахиня Селафиила

Гукайло Ольга Николаевна, ныне схимонахиня Селафиила


В 1976 г. директором школы стала учитель физики Ольга Николаевна Гукайло. Несколько слов из биографии Ольги Николаевны Гукайло, ныне схимонахини Селафиилы.

Во многом благодаря энтузиазму Ольги Николаевны Гукайло в 1978 г. началось строительство новой трехэтажной школы. За один год школа была построена. В 1979 – 1980 учебном году учащиеся старших классов уже занимались в новом здании школы. Занятия проводились в одну смену.

В 1983 г. Ольга Николаевна Гукайло передала директорство Владимиру Николаевичу Синкевичу, сама продолжала вести уроки физики.

В 1992 г. бывшая директор школы, член КПСС, учитель физики Ольга Николаевна Гукайло пришла к Богу. Ныне Ольга Николаевна Гукайло является схимонахиней Селафиилой в женском монастыре в Витебске.

Началось все с того, что Ольге Николаевне приснился удивительный сон. Она увидела в самом центре поселка, в скверике рядом с Обелиском в честь погибших воинов, П-образной формы арочное здание. Это здание было с куполами, один из которых вырастал из-под земли. Внутри здания находилось огромное количество светильников. Сон был очень ярким. Поднимающиеся из-под земли купола стояли перед глазами Ольги Николаевны днем и ночью. Кроме того, однажды вечером в окошке своего дома Ольга Николаевна увидела засветившуюся икону Божьей Матери. Все это не давало ей покоя, Ольга Николаевна стала активно ездить в церковь в Минск. Это время – начало 90-х годов – было временем возвращения людей к Богу. Жители Самохвалович стали обращаться к ней по вопросам религии. Так, например, Валерий Ауксентьевич Матвеев сказал: «Что Вы себе думаете – Вы построили школу, Вам и карты в руки – надо строить Церковь».

Ольга Николаевна поговорила с верующими, собрав их в своей квартире. Это были в основном учителя и работники института. Разговор зашел о регистрации религиозной общины. Был создан организационный комитет в составе 10 человек.

Члены этой комиссии обошли жителей пос. Самохваловичи и собрали подписи в поддержку создания Православного Прихода.

12 февраля 1993 г. было проведено Учредительное собрание православной общины Самохваловичского сельского совета, на котором присутствовало 25 жителей.

Филарет, Почётный Митрополит Минский и Слуцкий

Филарет, Почётный Митрополит Минский и Слуцкий

Было написано прошение в Епархию и члены комитета поехали в Минск к Владыке Филарету за благословением. 14 февраля 1993 г., спустя более 60 лет после закрытия церкви, был утвержден Митрополитом Филаретом Устав возрожденного православного прихода в честь Святого Духа в пос. Самохваловичи. В этом Уставе первоначально местонахождением прихода, в отсутствии здания храма, была зарегистрирована квартира О.Н. Гукайло – пос. Самохваловичи, ул. Калинина, дом 8, кв. 10.

Итак, разрешение на открытие домовой церкви было получено. Домовую церковь открыли в трехкомнатной квартире О.Н. Гукайло (для этого она освободила одну комнату). 11 марта 1993 г. был составлен акт, в котором все жильцы дома №8 по ул. Ковалева дали согласие на то, чтобы в квартире №10 проходили молебны православной христианской общины в честь Святого Духа (документ 23 от 11 марта 1993 г.).

На открытие церкви приезжали три священника – отец Иоанн (д. Озеро), отец Виталий и благочинный отец Борис (д. Сенница). На открытие домовой церкви пришло очень много людей, было очень торжественно и празднично.

Название церкви Ольга Николаевна установила в Епархии. Необходимо было также подтвердить, что церковь в Самохваловичах стояла именно на этом месте. С этой целью были взяты письменные подтверждения жителей поселка С.М. Поляковой, Л.В Пляц., С.И. Сенкевич.

Вскоре после этого, в июле 1993 г., Самохваловичи посетил Владыка Филарет по приглашению церковной общины. Владыка Филарет специально приехал посмотреть, как можно в квартирных условиях проводить молебны. Комната была оборудована так, что Владыка с любовью благословил ее на проведение церковных молений.

Также Владыка Филарет посетил то место, где когда-то стоял храм, а на его месте был деревянный дом – амбулатория. Весь этот участок Владыка измерил своими шагами, посетил также сельский Совет, беседовал с председателем сельсовета В.И. Емельяновым, который пообещал помочь в строительстве нового храма.

Самое первое пожертвование на строительство церкви в честь Святого Духа в пос. Самохваловичи сделал Владыка Филарет. Он также подарил 2 скарбонки, в которые мы и сейчас опускаем свои пожертвования. Деньги были положены на счет в банк.

О.Н. Гукайло вместе с членами Церковного комитета обошли жителей Самохваловичского сельского Совета с просьбой поддержать комитет и строительство храма. Население поддержало комитет по созданию церкви.

На основании свидетельских показаний старожилов установили точное место храма и там был установлен деревянный крест.

о.Борис Пташинский

о.Борис Пташинский

С 12 марта 1993 г. начались богослужения в квартире Ольги Николаевны, которые проводил о. Борис Пташинский, настоятель Сенницкой церкви. Служились акафисты, молебны, панихиды. Проводились молебны с водосвятием, исповеди и причащения Святых Христовых Тайн, проводилось соборование больных. Также здесь по вечерам проводились занятия церковной школы по изучению Закона Божьего, которые посещали 28 учащихся 5 – 11 классов. Занятия в церковной школе по благословению благочинного протоирея о. Бориса Пташинского проводила О.Н. Гукайло.

С 1 февраля 1994 г. по благословению Владыки Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, под церковь был снят в аренду дом по ул. Минская. Был подписан договор на аренду дома под церковь в присутствии 5 человек (документы 27 и 28 от 24 января 1994 г.) и вручены деньги хозяину за год вперед в сумме 480 тыс. руб. (напомним, что в это время в стране была сильная инфляция, и реальную ценность денег сейчас уже тяжело определить). Деньги на оплату этого дома пожертвовали братья церкви Александра Невского г. Минска, настоятель протоирей Виктор Бекаревич.

В доме был проведен ремонт, была изготовлена необходимая мебель (стол для антиминса, поминальный стол, жертвенник, стол выносной, три аналоя, стол-тумбочка для клироса (2 штуки), 3 скамейки, 3 подставки под песочные подсвечники. Пошиты чехлы для аналоя, оформлен престол, жертвенник. Было подготовлено помещение (келья) для священника.

Первая служба в арендуемом доме была проведена 4 февраля 1994 г. священником Сенницкой Петро-Павловской церкви отцом Борисом Пташинским. До конца мая 1994 г. им в церкви по воскресеньям служились требы, а в другие дни молились сами (читали утренние молитвы и акафисты) по благословению отца Бориса.

Здание, которое арендовали для церкви по ул. Минской, пришло в негодность. Прихожане нашли новое помещение по ул. Калинина. В нем было 3 комнаты и прихожая. Все комнаты отремонтировали. Самую большую отвели для богослужения, в другой комнате жил священник о. Александр. 

С середины 1994 г. весь груз по строительству храма в честь Святого Духа в Самохваловичах лег на плечи о. Александра Живицы.

В 1995 г. сменился председатель сельсовета, а новый председатель сельсовета разрешил на свой страх и риск делать ремонт в истлевшей от времени амбулатории, надеясь, как только она перейдет на баланс сельсовета, тут же передать ее церковной общине. Далее дело приняло совсем неожиданный поворот. Когда приступили к ремонту старой амбулатории, обрушился безнадежно ветхий потолок и выяснилось, что здание ремонту не подлежит.

Далее пошла борьба за святое место, на котором когда-то стоял храм и теперь стояла задача сохранить и узаконить это место. Директор экспериментальной базы «Русиновичи», в ведении которого находилась бывшая амбулатория, твердо пообещал уладить все вопросы, касающиеся передачи бывшей амбулатории церковной общине. Спасибо ему, слово сдержал. Председатель сельсовета, в свою очередь, передала амбулаторию церковной общине, Минский райисполком утвердил это решение.

Трудно о. Александру было найти средства. Но наконец были найдены спонсоры. В 1995 г. началось строительство храма в поселке Самохваловичи. Прихожане помогали как только могли. Группа прихожан собирала деньги на строительство церкви, посещая людей в поселениях Самохваловичского сельского Совета. 

В конце 1996 г. храм был покрыт тарной доской. Начались внутренние работы. Всякую мелкую работу по уборке мусора, подносу воды, переносу досок и многие другие работы делались руками прихожан. Мелкую штукатурку сделала прихожанка Надежда Красильщикова.

Благодаря добрым, отзывчивым и бескорыстным людям строительство храма продвигалось быстрыми темпами. О. Александр умел найти таких людей и найти с ними общий язык. Каждый из этих людей помогал в силу своих возможностей, а некоторые в силу своего умения и способностей. Так, например, Тамара Кузьминична Спирина сделала бесплатно проект молнезащиты для церкви. Ирина Васильевна Куликова помогала в организации транспорта, без которого не могли продвигаться работы по строительству. Большую помощь оказывал и Виктор Геннадьевич Жудро, который помогал техникой, деньгами, рабочими и другим. Столярные работы (а их было очень много) выполнялись Петром Константиновичем Дмитриевым. Помогал он и деньгами.

Надо сказать большое спасибо и БелНИИ картофелеводства и плодоовощеводства, в частности, директору Вячеславу Самусю, который никогда не отказывал в помощи церкви. Институт помогал техникой, наделом земли, плодовыми саженцами и многим другим.

Предприятие ЗАО «АТЛАНТ» подарило церковную литературу.

Первая служба в новом храме была проведена в 1998 г. на Пасху. Храм к этому времени был только оштукатурен, но было приятно о. Александру и всем прихожанам всенощную проводить в новом здании храма.

С 6 июня 1999 г. в неделю всех святых иерей Александр (Криштопенко) стал настоятелем храма.

О. Александр Живица получил новый приход. С ним уехали матушки Дорофея и Таисия. Вскоре о. Александр Живица уехал служить во Францию в православный монастырь. Через год он вернулся из Франции, ныне имеет приход, иногда навещает наш храм, в строительство которого вложил столько сил и энергии.

Иерей Александр Криштопенко очень трепетно относился к молитве. Он чувствовал всей душой ее силу. По его рекомендации в приходе начали молиться Молитвой по соглашению. Прошение в этой молитве было составлено иереем Александром Криштопенко. Оно звучит так: «Молю убо Тя, Боже наш, даруй нам, прихожанам прихода в честь Святого Духа согласующимся просить Тя пошли нам щедрых благотворителей, мудрых и благосклонных властей, защити Господи от лукавого, который мешает нашему приходу успешному служению во славу Твою, но обаче не так как мы хотим, а как Ты Господи. Да будет во всём воля Твоя Аминь.»

Он также организовал чтение Псалтири за нужды прихода так чтобы ежедневно прочитывалась вся Псалтирь. К чтению Псалтири иерей Александр (Криштопенко) подобрал и соответствующие молитвы. И тогда, когда иерея Александра Криштопенко не стало, а нового настоятеля не было почти три месяца, то каждый день в храме собирались прихожане, читали заупокойные молитвы и Псалтирь за приход.

Иерею Александру (Криштопенко) было очень трудно: ему надо было и осваивать службу (т.к. он был начинающий священник), ему надо было решать и денежные дела, т.к. с иереем Александром (Живицей) ушли спонсоры, нужно было решать и все административные вопросы с чиновниками, которые к этому времени были неблагосклонны к приходу и его деятельности. Ему надо было решать и строительные работы, так как храм к этому времени не был принят, не было притвора, не было звонницы; и внутри еще много было работы.

о. Николай Гурьянов

о. Николай Гурьянов

Большой поддержкой для иерея Александра (Криштопенко) был его духовник-батюшка Николай Гурьянов. Но вскоре он умер, поэтому батюшка Александр (Криштопенко) буквально и дневал и ночевал в храме.

В Рождественские праздники 2003 г. в нашем храме службу проводил отец Борис Пташинский, настоятель Сенницкого прихода.

Скоро стало известно о назначении нового настоятеля – о. Сергия Короткого, который перед этим служил священником в д. Янушковичи Логойского района.

В храме регулярно проводится текущий ремонт, приобретаются новые иконы, заменены кресты на куполах, установлены колокола, построено новое подсобное помещение, деревянный забор заменен металлическим.

Церковная жизнь оживилась, в храм потянулись молодежь, дети. Батюшка Сергий разрешил мальчикам с воскресной школы, а также молодым ребятам попробовать освоить службу пономаря в алтаре. На этот призыв откликнулись многие, но через некоторое время кто-то не выдержав нагрузки ушел. Из оставшихся, два человека учатся в Минской духовной семинарии. Таинство причастия, венчания, крещения стали обычным делом для жителей Самохвалович. Храм является очень уютным, внутреннее убранство сияет чистотой, всегда много цветов.

Отец Сергий организует паломнические поездки с прихожанами к мощам Святого Иоанна Кормянского, несколько раз в Жировичский монастырь, Псков, Оптину Пустынь, Киево-Печерскую Лавру, Полоцк и многие другие святые места.

Все это время продолжались работы по благоустройству территории вокруг храма. В 2003 г. было высажено большое количество цветочных растений вокруг храма. Более всего оформлением цветочных композиций занималась Лидия Михайловна Чернова, но и многие другие прихожане делились цветами для церкви. Мария Антоновна Блатун закупила многолетние растения, туи, розы и другие ценные многолетники и каждый год пополняет коллекцию. После её смерти помогает в озеленении Надежда Ибрагимова.

2003 г. был особенным – храм посетил и освятил Митрополит Филарет. К его приезду вокруг храма зацвели все цветы. Храм был украшен, нарядно убран.

На торжестве присутствовали священники и из других храмов – Сенницы, Минска, в т. ч. о. Борис Пташинский, настоятель Сенницкого храма, ведь о. Борис стоял у самых истоков воссоздания храма в поселке Самохваловичи.

Митрополит Филарет подъехал к храму, где собралось большое количество людей. Почетного гостя встречали хлебом-солью, дети осыпали дорожку, по которой проходил Митрополит, живыми цветами. В храме Митрополита встречал настоятель о. Сергий и другие священники. О. Сергий произнес приветственную речь, после чего Митрополит Филарет начал проводить освящение храма, Божественную Литургию. Все это проходило в сопровождении церковного хора. Сначала был освящен престол, затем иконы и все помещение храма. С хоругвиями и иконами, в сопровождении церковного хора, начался крестный ход вокруг храма. Затем Митрополит обратился с приветственной речью к прихожанам, в которой выразил большую благодарность о. Сергию, поздравил его с назначением настоятеля сего храма и пожелал успехов в служении Богу. Митрополит также выразил благодарность прихожанам за многолетние усилия по воссозданию храма, за помощь в подготовке храма к освящению. Митрополит тепло побеседовал с прихожанами, сфотографировался с ними на память об этом событии.

Жизнь храма продолжается. Много людей посещает храм, многие с удовольствием выполняют общественные работы при нем.

Очень важно то, что наш батюшка иерей Сергий очень много чего умеет. Он как говорится в поговорке: «и жнец, и чтец, и на дуде игрец». Он в любое время может заменить и столяра, и слесаря, и электрика; он может при надобности пошить и одеяние для пономаря и даже вышить его; он печет просфору, артос, а если нужно, то перед Пасхой и куличи для прихожан; он делает восковые свечи, для чего содержит и ухаживает за пасекой, и многое другое. А самое основное, что он любит людей и они к нему тянутся. Поэтому во всех его работах всегда есть помощники и с любовью, с Божией помощью все, даже самые смелые задумки, планы, дела выполняются. У батюшки конечно очень много времени уходит на все работы в приходе, иногда удивляешься когда он спит. А ведь у него есть семья: жена Марина и четверо детей: Кирилл, Ксения, Варвара и Любовь. Спаси Господи нашего любимого батюшку иерея Сергия, и помогай ему во всех его делах.

This slideshow requires JavaScript.